Версия для слабовидящих ААА 150% ААА 200% Обычная версия

ВНИМАНИЕ!!! официальный сайт МБОУ СОШ №5 расположен по адресу: http://школа-пять.рф 

E-mail:
Пароль:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
Учись на пять в школе №5

г. Бердска Новосибирской области

Программа «Одарённые дети»
Администратор
Администратор | 29 ноября 2012 | 15:00

Программа одарённые дети.pdf

I. Паспорт программы 

1.Наименование Программы:    

         «Одаренные дети»

2.Заказчик Программы: 

 

Администрация школы, Попечительский совет МОУ СОШ №5г. Бердска

3.Основные разработчики Программы:

Администрация МОУ СОШ №5 г. Бердска

4.Основание для разработки Программы:              

а) Федеральная целевая программа «Дети России»

б) Президентская образовательная инициатива «Наша новая школа» 

в) Городская программа «Одаренные дети» 

5.Сроки реализации Программы:

2011-2015 г.г.

6.Объемы и источники финансирования Программы:

 

стимулирующий фонд оплаты труда педагогических работников; спонсорские средства;

грантовая поддержка 


 Оглавление:

Терминология

1. Введение

2. Концепция программы

3. Основные направления программы

4. Субъекты образовательного процесса в реализации программы

5. Основные мероприятия программы

6. Кадровое обеспечение программы

7. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися

8. Формы организации образовательной деятельности с одаренными учащимися

9. Организация исследовательской работы учащихся

10. Показатели эффективности реализации программы «Одаренные дети»


Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.


Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

 

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

 

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

 

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями  (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

 

В этом определении содержатся три характеристики:

 

Высокий уровень развития способностей, являющихся системообразующими для того или иного типа одаренности

 

Высокая мотивация, стремление к той или иной деятельности (познавательная мотивация и потребность в умственной нагрузке для интеллектуальных способностей).

 

Сформированность эффективных способов деятельности - обучения, познания и /или творчества в указанной сфере деятельности (для проявившейся одаренности)

 

1. Введение

В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети» (1996), «Национальной доктрине образования РФ» (2000), «Концепции модернизации образования до 2010 года». Президентская инициатива «Наша новая школа» 2009г. Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных задач.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности.  Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий.

 Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива понимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Исследователи, занимающиеся проблемой одаренности, считают, что изучение особенностей развития одаренных детей вносит значимый вклад в распознание возможностей всех детей. 

Коллективом школы на сегодняшний день достигнуты результаты, которые являются стимулирующим ресурсом в работе с одаренными детьми, сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. 

Для этого в учебные планы ОУ включаются программы элективных курсов, реализуются программы профильного обучения и углублённого изучения предметов по углубленному изучению предметов и соответственно увеличивается из года в год % вовлеченности детей в эту работу. 

Система дополнительного образования МБОУ СОШ №5 позволяет развить интересы ребенка в различных областях. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Школьники успешно выступают в конкурсах различного уровня. В школе имеется современная учебно-материальная база, где учитель может реализовать выбранную им образовательную технологию, в том числе информационно-коммуникативную. 

Таким образом, у нас есть одаренные дети и педагоги, способные с ними работать, современная база, но отсутствует механизм взаимодействия для более успешной работы. Сложность заключается и в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

 

  • Проблемным полем остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.
  • Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей.
  • Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.
  • Не отлажен механизм межведомственного взаимодействия, способствующий развитию одарённых детей, росту их творческого и интеллектуального потенциала.
  • Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере.

 

Все выше сказанное привело к необходимости разработать и приступить к реализации в школе программы «Одаренные дети».

 

Цель программы: Формирование и развитие у одаренных детей способности к самоактуализации, к эффективной реализации их повышенных возможностей в будущем, в зрелой профессиональной деятельности.

Задачи программы:

  • способствовать проявлению одаренности в различных видах деятельности через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
  • внедрить в образовательное пространство школы инновационные педагогические технологии обучения детей с высоким уровнем одаренности;
  • совершенствовать систему выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;
  • создать банк данных одаренных детей школы, банк методического обеспечения.
  • создать условия для укрепления здоровья одарённых детей;
  • расширить возможности для участия способных и одарённых детей в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

 

Исходя из поставленных целей и задач, а также необходимых условий для реализации программы «Одарённые дети» предлагается следующая модульная структура программы:  

Модуль 1.  Учебная деятельность – адаптирующие программы, ранняя пропедевтика профильности, профильные классы, предметные олимпиады, классы РО с сохранением преемственности  во 11 и 111 cтупенях.

Модуль 2.  Научно-исследовательская работа – элективные курсы, предметные факультативы, проектная деятельность.

Модуль 3. Дополнительное образование – кружки, секции, интеллектуальные клубы, игры, конкурсы, творческие недели, работа с ВУЗами.

Модуль 4. Индивидуальная работа – через урок, индивидуально - личностная траектория образования, мониторинг.

Модуль 5. Работа с родителями – совместные мероприятия.

 Каждый из этих модулей может работать в автономном режиме, но оптимальным вариантом  считается интеграция, т.е. взаимодополнение и проникновение.

 

2.Концепция программы

 Выявление одаренных детей должно начинаться уже с детского сада на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. 

 

Одаренные дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

 

К числу наиболее распространенных в современной психологии моделей одаренности детей относится концепция одаренности Дж. Рензулли. Одаренность, в его понимании — сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости. Эта концепция дает ответы на вопросы о том, по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать её развитие, на что ориентироваться в обучении. Важно, что автор относит к одаренным не только тех, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и тех, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из параметров.

Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений. Выделенная Дж. Рензулли триада, представляемая им обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, в несколько модифицированном виде, присутствует в большинстве современных концепций одаренности.

 

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы выявления одаренных детей в школе:

Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса одаренного ребенка;

Принципиальное значение имеет разработка методов выявления «потенциальной» одаренности, это:

1) предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития школьника;

2) переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимися.


Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития». Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей. 

 

 Принципы и условия реализации цели программы.

  1. Принцип гуманистической направленности.

Принцип подразумевает рассмотрение ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.

 Условиями реализации данного принципа являются:

  • добровольность включения ребёнка в ту или иную деятельность;
  • предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
  • поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
  • поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
  • поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;

 

  1. Принцип индивидуализации работы с одарёнными и способными учащимися.

Данный принцип предполагает определение индивидуальной личностной траектории развития природных способностей и задатков, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение учащихся в различные виды деятельности, как в учебную, так и в любую другую.

Условиями реализации принципа индивидуализации являются:

  • учёт интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов;
  • выбор специальных средств педагогического влияния на каждого учащегося;
  • углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
  • оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;

 

  1. Принцип создания развивающей среды.

Его сущность заключается в создании в школе таких отношений, которые бы формировали социальность одарённого  ребёнка. Это означает, что в школе и социальном окружении доминируют творческие (креативные) начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается всеми участниками образовательного процесса как универсальный критерий оценки личности и её отношений в коллективе.

Условиями реализации данного принципа являются:

 

  • определение ведущей деятельности с одарёнными и способными учащимися;
  • применение междисциплинарного подхода;
  • насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
  • установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;
  • принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;
  • установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.
  • Формирование позитивного отношения к творчеству

 

Стратегия работы с одаренными детьми

Оптимальный результат достигается при одновременно существующем изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения. 

Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.

Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.

Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание. 

 

 3. Основные направления программы

       1.Создание системы учета одаренных детей через:

  • анализ особых успехов и достижений ученика;
  • создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
  • диагностику потенциальных возможностей детей с использованием ресурса психологической службы города;
  • преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания программы взаимодействия;
  • создание условий для самореализации одаренных детей и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей;
  • создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание, формирование личностных развивающих маршрутов одаренных детей;
  • включение в учебный план школы факультативных и элективных курсов, профильное и углубленное изучение предметов школьной программы;
  • формирование и развитие сети дополнительного образования;
  • организация научно-исследовательской деятельности;
  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях;
  • мониторинг формирования ключевых компетенций в рамках учебной деятельности;
  • организацию эффективного взаимодействия педагогов;
  • стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей;
  • использование для повышения престижа творческих достижений ресурсы школьных, городских и других  СМИ;
  • функционирование стенда «Ими гордится школа»;
  • информирование о достижениях ребенка по месту работы родителей;
  • сборы в каникулярное время лидеров с учащимися других ОУ;
  • педагогическая и психологическая поддержка одаренных детей;
  • создание целевой творческой группы;
  • повышение профессионального мастерства через систему тематических семинаров, обобщение опыта педагогов;
  • создание и систематическое наполнение банка педагогической и психологической информацией по теме;
  • создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала талантливого ученика;
  • стимулирование педагогической поддержки одаренных детей;
  • работа с родителями одаренных детей. Поддержка и поощрение родителей одаренных детей;
  • психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
  • совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
  • взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности

 

4.Субъекты образовательного процесса в реализации программы

Учащиеся:

1. Психолого-педагогический анализ развития учащихся школы.

2. Выявление одаренных детей:

  • диагностика одаренности различных типов и видов;
  • анализ результатов одаренности;
  • создание банка данных о способных, одаренных, талантливых учащихся.

3. Организация обучения одаренных:

  • дифференцированная и индивидуальная работа с одаренными детьми по общеобразовательному циклу;
  • индивидуальная работа с одаренными детьми через систему факультативов и индивидуальных занятий;
  • участие детей в школьных, городских, областных, федеральных олимпиадах по предметам.

4. Организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми:

  • создание условий в школьной системе воспитания для социальной адаптации одаренных детей (интеллектуальный марафон, предметные недели, научно-практические конференции, дни наук, конкурсы, внеклассная работа и т.д.);
  • стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей (создание системы стимулирования учащихся, организация туристических поездок для расширения кругозора одаренных детей (краеведение, культура, искусство);
  • активизация разносторонней работы с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции, творческие коллективы);
  • профилактические мероприятия по охране здоровья одаренных детей.

Учитель:

Постановка проблемы и включение в сознательное участие всех членов коллектива школы в реализацию программы «Одаренные дети»:

  • проведение семинаров и методобъединений на тему «Одаренные дети»;
  • организация работы школьных структур по реализации программы «Одаренные дети»;
  • создание системы диагностики одаренных учащихся;
  • разработка критериев, тестирование для выявления одаренных детей

создание банка диагностик одаренных детей;

  • установление творческих контактов с коллегами единомышленниками.

Семья:

1. Оценка и самооценка потенциальных возможностей семей одаренных учащихся.

2. Участие в творческих конкурсах, научно-практических конференциях вместе с детьми и педагогами.

3. Родительская конференция: создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье.

 5. Основные мероприятия программы:

  1. 1. разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;
  2. 2. организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
  3. 3. приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;
  4. 4. приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
  5. 5. подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;
  6. 6. проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьм
  7.  

6.Кадровое обеспечение программы

 

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная       

 

Осуществление общего контроля и руководства.

 

Руководство деятельностью коллектива.

 

Анализ ситуации и внесение корректив.  

 

Директор школы.

 

Консультативная. Научно-методическая               

 

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность.     

 

Заместитель директора по УВР.

 

Заместитель директора по ВР.

Методист

Педагоги школы              

 

Организация исследовательской деятельности.

Осуществление программы в системе внеклассной работы.

 

Использование новых педагогических технологий.

 

 

 

Классные руководители,

 

Учителя

 

Педагоги дополнительного образования.

 

 

Организация профессиональной помощи педагогам.

 

 

Специалисты, сотрудничающие со школой.               

Проведение тренингов, круглых столов, встреч.

 

Диагностика.

 

Участие в мероприятиях школы и города.

 

Методисты МУ ЦРО

 

Преподаватели учебных заведений дополнительного образования города.

 

 

7.Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школы

Направление деятельности         

 

Содержание

 

1.Информационное обеспечение

 

 

 Информация о конкурсах, викторинах, конференциях

(рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям). 

2. Нормативно-правовое обеспечение:

 

Положение «О проведении школьного этапа тура предметных олимпиад»

 

Положение о научном обществе учащихся 

 

Положение о научно-практической конференции 

3. Программное обеспечение

Типовые авторские программы, программы спецкурсов, факультативов и т.п.)

 

Наличие комплекта информационно-методических материалов Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

4. Организационно-методическое обеспечение    

Повышение квалификации педагогов через систему лицейских тематических семинаров.

 Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе

 Изучение обобщения опыта работы педагогов.

5. Мониторинг работы системы.

 

 

 

8. Формы организации образовательной деятельности с одаренными учащимися:

Форма

Задачи

Факультатив

 

Элективный курс

               

Учет индивидуальных возможностей учащихся.

 

Повышение степени самостоятельности учащихся.

 

Расширение познавательных возможностей учащихся.

 

Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

 

 

Ученическая конференция           

 

Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

 

Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

 

Формирование информационной культуры учащихся.

 

 

Предметная неделя         

 

Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

 

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

 

Развитие творческих способностей учащихся.

 

 

Научное общество учащихся

Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

 

Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований

Кружки, студии, объединения.

Развитие творческих способностей учащихся.

 

Содействие в профессиональной ориентации.

 

Самореализация учащихся во внеклассной работе.

 

 

Работа по индивидуальным планам

Создание индивидуальной траектории развития личности ребенка

 

 

   9. Организация исследовательской работы учащихся в школе

Классы

Этап

Формы

1 – 4 классы

Подготовительный этап:

 

 

 

Формирование навыков научной организации труда.

 

Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

 

Формирование познавательного интереса.

 

Выявление способных учащихся

Урок.

 

Внеклассная работа.

 

Кружки эстетического цикла.

 

Секции.

 

5-7 классы

Творческий этап:

 

 

 

Совершенствование навыков научной организации труда.

 

Формирование методов общения с миром.

 

Творческое развитие учащихся.

 

Индивидуальная работа со способными школьниками

Урок.

 

Внеклассная работа.

 

Предметные недели.

 

Олимпиады.

 

Факультативы, элективы

 

Научно-практическая конференция.

 

Кружки.

 

Секции.

 

8-9 классы

Развивающий этап:

 

 

 

Совершенствование навыков научной организации труда.

 

Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

 

Формирование исследовательских навыков.

 

Развитие информационной культуры учащихся

Урок.

 

Внеклассная работа.

 

Предметные недели.

 

Олимпиады.

 

Факультативы.

 

Элективные курсы

 

НОУ.

 

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.

 

 

 

10. Показатели эффективности реализации программы  «Одаренные дети»

  • повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
  • повышение уровня владения детьми ключевыми компетенциями;
  • постоянное обновление банка данных одаренных детей школы, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
  • внедрение в образовательное пространство школы альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
  • успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования;
  • удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

Приложение к программе: 

1.Положение «О проведении школьного этапа тура предметных олимпиад»

2.Положение о научном обществе учащихся 

3.Положение о научно-практической конференции

 

 


ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОГ http://shkola-5.blogspot.ru
Вы не авторизованы и, к сожалению, не можете оставить комментарий.
Зарегистрируйтесь, либо войдите с учетной записи ВКонтакте,
она же у вас есть, ведь так?! ;-)